Если земельный участок изымается вследствие его ненадлежащего использования и с последующей его продажей через торги, то проблемы с налогами не возникает.
В этом случае налоговое консультирование не особо нужно. Другое дело, когда земельный участок отчуждается для нужд государства или муниципальной власти, поскольку в этом случае нет единого мнения у членов судов и чиновников.
Одни говорят, что в таком случае выкупная цена не является источником налогооблагаемого дохода.
При этом приводятся доводы, что при включении полученной суммы за отчуждение земельного участка для нужд государства в базу Налоговой инспекции при вычислении налогов на прибыли главным является соответствие критериям, которые устанавливаются НК РФ. Доход же – это получение экономической выгоды в денежном или материальном эквиваленте (статья 41 НК РФ).
Если основываться на пункте 1 статьи 37 ЗК РФ, то убыток, понесенный в результате изъятия земельного надела для нужд государства или муниципальной власти, должен быть возмещен в полной мере, при этом должны учитываться и упущенные выгоды владельца.
Согласно статье 279 Гражданского Кодекса, земельные наделы, отчуждаемые у собственников для нужд страны или муниципальной власти путем проведения торгов, должны оцениваться согласно рыночной стоимости как участка, так и объектов недвижимости, которые находятся в ее пределах, на момент изъятия. Также учитывается и стоимость понесенных убытков из-за досрочного прекращения собственника владения участком.
В Правилах, которые описывают порядок отчуждения участка и выплату его стоимости собственнику, не учитывают налогообложение дохода, полученного при этом. Как следует из этого, налогообложение суммы, полученной за изъятие земельных наделов, является незаконным, поскольку нарушает принцип полного возмещения, описанный в законодательстве.
Так же рекомендуем прочесть статью "Понятие бухгалтерского управленческого учета"